Просмотр исходного текста страницы Анна Лепорская
Перейти к:
навигация
,
поиск
Анна Лепорская родилась в 1900 году в Чернигове и провела здесь первые годы своей жизни. Ее отец, преподаватель древних языков, вскоре со всем семейством переезжает в Вятку, потом в Псков, где проходит юность художницы. Здесь она закончила гимназию. Здесь подружилась с семьей замечательного писателя Вениамина Каверина, встречалась с Юрием Тыняновым. Город "Двух капитанов" и "Открытой книги" - это Псков юности Лепорской. В учительской семье было принято, чтобы дети, становясь взрослыми, сами содержали себя. В 1918 году в глухой деревушке под Псковом Анна Лепорская начинает свою самостоятельную жизнь в качестве школьной учительницы. Потом она вспоминала, какой трудной была эта работа; как пришлось жить в избе с полуразрушенной крышей, где зимою снег засыпал и лавки, и стол, и кровать, а осенью все промокало насквозь. Постоянная стрельба, деревни переходили из рук в руки: шла гражданская война, и школа перестала работать. Родители забирают дочь в город. Лепорская поступила в Псковскую художественно-промышленную школу. Здесь пробуждается ее интерес к [[История керамики|керамике]] и[[История фарфора|фарфору]] как к художественным материалам: "Мне доставляло большое удовольствие "тянуть" форму кувшина на ножном гончарном круге", - вспоминала она. Через два года школа закрывается, и Анна Лепорская сдает экзамены в Академию художеств в Петрограде. Она выбирает факультет живописи, которым руководил замечательный Кузьма Петров-Водкин - один из первых российских художников, обратившихся к революционной тематике, автор бессмертного "[[Купания красного коня]]". Это было мятежное время ниспровержения авторитетов - интереснейшее для искусства. Академия кипела дискуссиями, а за ее стенами они перерастали в бурную борьбу различных художественных направлений. Однажды, получая паек в "каптерке" Академии, Лепорская узнала, что в [[Государственный институт художественной культуры]] (ГИНХУК) приехали псковичи с витебскими "уновисцами" ("Уновис" - утвердители нового искусства - группировка молодых витебских художников). И она вместе с товарищами оставляет Академию и переходит в институт. По сути, [[ГИНХУК]] в то время стал центром левого фронта искусства. Лепорская начала работать в качестве практиканта в теоретическом отделе у [[Казимир Малевич|Казимира Малевича]]. Участвуя в разборах живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа [[Казимир Малевич|Малевичу]], она вела записи анализов этих работ и помогала в экспериментальных занятиях. Она стала самой молодой ученицей Малевича, основоположника супрематизма. Занимаясь изучением цвета, предметной формы, сводя ее к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов, Малевич увлекался и промышленным искусством, разрабатывал рисунки для текстиля, проекты новой посуды, цветооформление помещений внутри и снаружи. Это стало школой для Лепорской, сформировавшей ее как дизайнера, великолепно владеющего особым искусством композиции экспонатов в пространстве, искусством цветовых сочетаний и акцентов, останавливающих внимание зрителей на основном. Лепорская живо интересовалась всеми экспериментами учителя, но дальше шла своим путем, выбирая из них то, что было свойственно ее творческой индивидуальности. Самое главное: она впитала в себя принцип широты художественных интересов, который был так характерен для Малевича. Это позволило ей в дальнейшем проявить свой талант и в оформлении выставок, интерьеров, и в искусстве фарфора. В институте она знакомится с [[Суетин Николай|Николаем Суетиным]] - также учеником [[Казимир Малевич|Малевича]], талантливейшим художником, который вскоре становится ее мужем. Это была та еще "тусовка": [[Суетин Николай|Суетин]], Пунин, Ахматова и так далее - элита Петрограда. Кстати, упоминание о Николае Михайловиче встречается в переписке Анны Андреевны. Чета Суетин-Лепорская сохраняют верность учителю даже в то время, когда это становится опасным: в 1935 году на могиле Казимира Малевича устанавливают памятник, спроектированный [[Суетин Николай|Николаем Суетиным]], - куб с "Черным квадратом". А Лепорская с благодарностью вспоминает: "Непосредственная работа с К.С. Малевичем дала мне толчок к пониманию того, что прежде казалось непонятным. Работа с ним дала понимание основных начал пластичности всякой формы, выращивания ее как живого природного элемента цветка, растения, понимание "чуть-чуть", которое может или выстроить удивительную гармонию вещи, или сделать ее безобразной и даже вовсе разрушить". В 1937 году Лепорской поручают оформление интерьера зала искусств советского павильона на Всемирной выставке в Париже, что само по себе было большой честью. Следующее событие, где Лепорская в полной мере применяет свое искусство дизайнера, - Международная выставка в Нью-Йорке в 1939 году. Помимо работы над выставками в предвоенные годы Лепорская много занимается живописью маслом и акварелью. Невозможно без волнения читать воспоминания Анны Александровны периода Ленинградской блокады. Она оставалась в осажденном городе и делала все то, что должен был делать каждый ленинградский художник и гражданин. От подготовки к эвакуации музейных ценностей Эрмитажа до работы в госпитале. От блокадных пейзажей Ленинграда, которые и сейчас пронзают душу зрителя, до производства мин на заводе. "Ходить надо было больше десяти километров. Я присаживалась на сугробы, но приходила вовремя. Промерзший цех, промерзшие корпуса, мины, которые надо было аккуратно покрывать изнутри лаком. Работали в ватниках, но мину надо держать пальцами без перчаток - и они у меня обморозились. Зато удовлетворение большое - мины прямо из-под рук шли на фронт. Так прошло около двух месяцев, после которых меня свалили дистрофия и цинга", - вспоминала Анна Лепорская. Весьма значительной, сложной и ответственной была ее работа по оформлению могилы Александра Невского. После того, как были введены воинские ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Военный совет Ленинградского фронта в ноябре 1942 года принял решение по-новому оформить могилы великих полководцев - здесь должны были приносить присягу воины, идущие на фронт. Над могилой Суворова работал Николай Суетин. "Я оформляю могилу Александра Невского. Мне кажется, что в этом огромном, промерзшем Троицком соборе с ледяными сквозняками ничего невозможно сделать, а сделать надо обязательно", - напишет Лепорская в своем дневнике. Старая, с толстыми сводами церковь освещалась тусклым колеблющимся светом керосиновой "летучей мыши". Для отдыха совсем не было времени. Ложились здесь же, на стульях, и засыпали, как убитые. Стены собора содрогались от взрывов: кладбище Александро-Невской лавры бомбили фашисты… Анна Лепорская награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "Партизану Отечественной войны" 2-й степени. И еще одна дизайнерская работа Лепорской военных лет имела огромное значение для ленинградцев. Летом 1944 года из эвакуации вернулся Государственный театр оперы и балета имени Кирова, здание было сильно повреждено, необходима была срочная реставрация. Лепорской поручили цветовое оформление интерьеров. И она сделала это изобретательно и красиво, несмотря на то, что в городе почти не было красителей и драпировочных материалов. Но особенно ярко ее талант проявился уже после войны, в искусстве фарфора, на [[ЛФЗ|Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова]]. В какой-то мере на ее переход к фарфору повлиял муж. [[Суетин Николай|Николай Суетин]] был главным художником завода и, обладая острым чувством пропорций, строгостью вкуса, четким ощущением современности, произвел настоящую революцию в искусстве фарфора. Лепорская, давно интересовавшаяся работой над формой массовых изделий из фарфора, с радостью взялась за эту работу. В 1945 году она создает свой первый чайный сервиз для [[ЛФЗ|Ломоносовского завода]] "[[Конус]]" - с классически простым силуэтом и прекрасно собранным ансамблем. Он сразу завоевал признание и был принят к тиражированию. С 1948 года Лепорская - в штате завода имени Ломоносова и оставалась в нем до самой своей смерти в 1982 году. В самой высокой степени она овладела искусством "белого золота", как называют [[История фарфора|фарфор]]. Ее произведения различны по настроению, но всегда узнаваемы своим изяществом, эмоциональностью, чистотой и простотой линий, виртуозным применением народных мотивов. Таковы вазы "[[РСФСР]]", "[[Гладиолус]]", [[сервиз кофейный "Вертикаль"]], [[сервиз чайный "Шиповник]]", [[сервизы чайно-кофейные "Капля"]], "[[Сервиза "Советский" (ЛФЗ)|"Советский"]]", "[[Русский лубок]]", "[[Весна]]" и многие другие ее произведения. "Особо хочется подчеркнуть плодотворность той линии на Ломоносовском заводе, которая связана, в первую очередь, с именем Лепорской и развивает традиции русского классицизма. Безукоризненные по пропорциям формы ее чайных сервизов, их удивительно острые, совершенные росписи не уступают лучшим образцам фарфора XIX века", - писал о ней известный искусствовед Михаил КОГАН. Анну Александровну любили журналисты и искусствоведы - за талант, энциклопедичность знаний, дружелюбие и сердечность. Ее мнением дорожили молодые художники-ломоносовцы; студенты[[ Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной]], где она была членом Государственной экзаменационной комиссии; признанные мэтры искусства [[История фарфора|фарфора]] приглашали ее во все вообразимые выставочные комитеты как наиболее компетентного эксперта. Произведения Анны Лепорской украшали и продолжают украшать как российские, так и зарубежные выставки. Еще в 1962 году на Международной выставке [[История керамики|керамики]] в Праге ее [[сервиз "Ленинград"]] был удостоен золотой медали. Работы мастера отмечены самыми высокими оценками всюду, где экспонировались: на выставке Международной академии [[История керамики|керамики]] (обменный международный фонд) в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гетеборге и так далее. Они пережили автора и продолжают с триумфом шествовать по миру. Не так давно, например, Государственным Эрмитажем в Лондонской галерее Курто была устроена экспозиция "Вокруг Квадрата: авангардный фарфор из революционной России". А в Русском музее и Государственной Третьяков-ской галерее с большим успехом прошли выставки "В круге Малевича". А в круге Лепорских - вот такие скрещенья исторических линий Петербурга и Мариуполя, художественного и промышленного интеллекта тетушки и племянника. Людмила Кудрина [[Категория: Художники-фарфористы]]
Возврат к странице
Анна Лепорская
.
Личные инструменты
216.73.216.50
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы