Просмотр исходного текста страницы История керамики
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Керамика''' (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина). Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита. Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки. Исторически керамические изделия были твёрдыми, пористыми и хрупкими. Древнейший вид керамики — это обыкновенный горшечный товар с землистым, окрашенным и пористым черепком. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась — наносился рельеф штампованием и гравировкой, глянцевитым слоем , цветной глазурью . Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками. К концу XVI века в Европе появилась [[История майолики|майолика]] (в зависимости от происхождения, также часто называется [[История фаянса|фаянсом]]). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой [[История фаянса|фаянсовой]] массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью. Декор писали на [[История майолики|майолике]] по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи [[История фарфора|фарфора]]. В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый например, в Зигбурге или окрашенный например, в Ререне, весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твердой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики, и ту же особенность обнаруживает керамика Бёттгера. Каменная керамика также изготовлялась [[Фарфоровый завод Веджвуд (Wedgwood)|Веджвудом]] в Англии. Тонкий [[История фаянса|фаянс]] как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. [[История фаянса|Фаянс]] в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий [[История фаянса|фаянс]] с высоким содержанием извести, средний — с более низким ее содержанием и твердый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или [[История фарфора|фарфор]]. На Руси после упадка, вызванного монголо-татарским нашествием, производство керамики возродилось к XIV-XV вв. В бытовой керамике с XVI в. применялись "морение" (копчение) и лощение, а с XVII в. (преимущественно на флягах) появились геометрическая орнаментация, плоскорельефные изображения; некоторые сосуды (в т. ч. кумганы) воспроизводили металлические формы. В XVIII в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться [[История майолики|майоликовая]] посуда с росписью по сырой эмали (фабрика А. К. Гребенщикова в Москве, основана в 1724). Основными строительными материалами были кирпич, черепица, плитки; уже в XVI в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный "государев большой кирпич". Для украшения фасадов зданий и внутренних помещений делали рельефные изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные - "муравленые" и полихромные - "ценинные"), В XVII в. известны работавшие в Москве белорусские мастера Пётр Заборский, Степан Полубес и др. Производство изразцов было налажено также в Ярославле и других городах. С XVIII в. рельефные изразцы были вытеснены гладкими с сюжетной росписью. В 1830-40-х гг. основным районом фарфоро- фаянсового производства была [[Гжельский керамический завод|Гжель]], где сосредоточилось до 50 предприятий; в конце XIX - начале XX вв. самыми крупными стали фарфорофаянсовые [[Фабрика М.С. Кузнецова|заводы М. С. Кузнецова]] . Наряду с заводским производством сохранялось гончарное ремесло и народные художественные промыслы (гжельская керамика, дымковская игрушка, скопинская керамика), носившие самобытный национальный характер. Со второй половины XIX в. бурно развивается керамическая промышленность, однако высокий технологический уровень изделий не соответствовал их художественному, качеству. Некоторому оживлению художественных, поисков керамистов способствовал развившийся на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн": на [[Фарфоровый завод Копенгаген|фарфоровом заводе в Копенгагене]] создавались изделия, отмеченные текучей слитностью форм, утончённостью блёклых подглазурных росписей; в России стремление обыграть живописную текучесть материала характерно для керамики мастерской Абрамцева (декоративная майолика М. А. Врубеля). Национально-романтическая тенденция проявилась в интересе к народным вылепленным от руки керамическим изделиям. В отделке зданий стиля "модерн" широко использовались белый и цветной глазурованный кирпич, майоликовые панно, изразцовые фризы. В первые десятилетия XX в., с распространением функционализма, в искусстве керамики стран Европы и США начались поиски простых, подчас абсолютно "очищенных" от какого-либо декора (разработки "Баухауза" в Германии) целесообразных форм, рассчитанных на промышленное производство. С 50-х гг. в промышленной керамике развивается стремление к рациональной простоте, выявлению функциональному назначения предмета, структурных и фактурных качеств материала. Для декоративной керамики характерно разнообразие техник (новые виды эмали, глазури), неожиданных контрастных сопоставлений с другими материалами (в т. ч. с металлом), стилевых тенденций (от авангардистских поисков до прямого обращения к национальной художественной традиции); с 60-х гг. отмечается тенденция отхода от строгой функциональности и стремлении приблизиться к станковым формам. В росписи декоративных блюд и сосудов, а также в создании монументальных панно, украшающих общественные здания, принимают участие крупнейшие художники и архитекторы [[П. Пикассо]], [[Ф. Леже]], [[А. Фужером]], [[А. Гауди]] и др. В строительной керамике возрастает разнообразие видов облицовочных плиток (плоские с многоцветным узором или рельефные, покрытые глазурью, различные по формам и размерам); для покрытия улиц используются клинкер, цветные плиты. В России резкий перелом в развитии керамики наступил после Октябрьской революции 1917. Начиная с так называемого агитационного [[История фарфора|фарфора]] и с опытов ряда советских керамистов 20-х - начала 30-х гг. в складывавшихся творческих коллективах предприятий фарфорофаянсовой промышленности ([[ЛФЗ|Фарфорового завода имени М. В. Ломоносова]], [[Дулевский фарфоровый завод|Дулёвского фарфорового завода]], [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровского фарфорового завода]], [[Конаковский фаянсовый завод|Конаковского фаянсового завода имени М. И. Калинина]]) ведутся поиски путей повышения её эстетических качеств. Возрождается керамика народных художественных промыслов России (Гжели, Скопина, Кирова и др.), Украины (Опошни, Косова), а также республик Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана) и др. Эти процессы, прерванные Великой Отечественной войной 1941-45, возобновились с конца 40-50-х гг. На рубеже 50-60-х гг. в создании массовой промышленной керамики стал утверждаться принцип эстетической утилитарности; в форме изделий подчёркивались наклонные плоскости, косые срезы, в декоре преобладали линейно-упрощённые изображения, "абстрактные" мотивы. В конце 60-х - начале 70-х гг. как реакция на чистую функциональность и промышленный стандарт в керамике появляется тяга к свободной декоративности, цветовой и пластической выразительности; разрабатываются новые технологические приёмы. Наряду с повышением художественного уровня массовой керамики с 60-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной керамике, в которой появилось тяготение к внушительности форм, к пластической и цветовой разновидности фактуры, усиливающей ощущение грубой первородности материала (излюбленным материалом становится каменная масса, шамот). Творческие поиски в керамике 70-80-х гг. приводят к богато развитой пластике предмета, строгости и усложнённости колористической гаммы, тональным перетеканиям цвета. Сложная объёмная структура предмета нередко уподобляет его скульптуре, способствует пространственной активности. Развитие получила декоративная архитектурная и садово-парковая керамика (панно, рельефы, облицовка фасадов зданий, станций метрополитена, плавательных бассейнов, напольные вазы, кашпо). Творческие силы советских художников-керамистов объединены в специальных секциях декоративно-прикладного искусства, в мастерских экспериментально- творческих комбинатов СХ СССР. Высокого уровня достигло искусство керамики в социалистических странах: ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии и др., где выпускаются разнообразные виды бытовой и декоративной керамики, в которых использование пластических свойств современных материалов и форм нередко сочетается с традициями народного творчества. Искусство керамики, став одним из основных видов декоративного искусства многих стран, привлекло внимание мировой общественности: в 1953 организована международная Академия керамики в Женеве. [[Категория:Фарфор]]
Возврат к странице
История керамики
.
Личные инструменты
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы