Просмотр исходного текста страницы Николаев Василий Петрович
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория: Скульпторы-фарфористы]] '''1906–1941''' Родился в Симбирске (Ульяновске). В детстве посещал художественную школу, в '''1922–1924''' годах занимался в Уральском художественном техникуме в Свердловске. В '''1924''' году он приехал в Ленинград, поступил в Академию художеств, где учился на скульптурном отделении под руководством [[Матвеев Александр Терентьевич|А.Т. Матвеева]]. После окончания института в '''1930–193'''1 годах работал художником-скульптором на [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровском фарфоровом заводе]], затем — заведующим Художественным отделом в Ульяновском музее. Самыми известными его работами в области монументальной пластики являются скульптура «[[Жниц]]а» (Государственный Русский музей), группа «[[1905 год]]», посвященная русской революции '''1905–1907''' годов, статуя «[[Крестьянка]]». А скульптура «[[С.М. Киро]]в» экспонировалась и получила премию в '''1939''' году в Ленинграде на выставке Ленинградского Союза советских художников. Будучи студентом, Николаев, помимо работы над монументальными композициями, занимался мелкой пластикой: его интересовала фарфоровая [[Скульптура|скульптура]]. Учебную практику он проходил на новгородском [[Фарфоровый завод "Пролетарий"|фарфоровом заводе «Пролетарий»]], [[ЛФЗ|Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова]] в Ленинграде, [[Дмитровский фарфоровый завод| Дмитровском фарфоровом заводе]]. На [[ЛФЗ|Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова]] в Ленинграде в '''1929''' году впервые была выпущена композиция «[[Смычка]]». Очевидно, выпуск был приурочен к '''12'''-й годовщине Октябрьской революции''' 1917''' года. Первое упоминание этого произведения в заводских реестрах относится к ноябрю '''1929''' года. Тираж был небольшой. Композиция входила в состав продукции, которая шла на экспорт, а также делалась для заводского выставочного фонда (ЦГИА СПБ, ф. 1181, оп. 13, 1929 г., д. 56). В 1930 году композиция экспонировалась в Ленинграде на Первой общегородской выставке изобразительных искусств под названием «Смычка города с деревней». Из каталога выставки удалось установить, что автором росписи этой фарфоровой группы был [[Ризнич Иван Иванович|И.И. Ризнич]], впоследствии один из ведущих художников по [[История фарфора|фарфору]] [[ЛФЗ|Ломоносовского завода]]. Из автобиографии '''Николаева''' стало известно, что на [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровском заводе]] в''' 1929–1931''' годах по его моделям были изготовлены парные статуэтки — «[[Краснофлотец (ДФЗ)|Краснофлотец]]» и «[[Красноармеец (ДФЗ)|Красноармеец]]». Фигура «[[Краснофлотец (ЛФЗ)|Краснофлотец]]» изображает молодого моряка, стоящего у орудийного ствола с подзорной трубой в руках. В семейном архиве скульптора есть документы, в которых указано первоначальное название статуэтки: «Моряк с “Авроры” у снаряда по Зимнему дворцу». Известны разные варианты этого произведения: бисквитная фигура с росписью сейчас находится в коллекции Государственного Русского музея, белая глазурованная статуэтка — в частном собрании. Обе имеют на внешней стороне основания тисненую авторскую монограмму «В. Н.» и дату: «30». В '''1936''' году в Государственный Русский музей с [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровского фарфорового завода]] поступила группа изделий, среди которых были спиралевидные стаканы для карандашей и ручек с фигурой красноармейца. В книге Л.В. Андреевой «Ceramica Sovietica. Fondo Sandretti del’900 russo» (2005. С. 89) опубликовано аналогичное произведение. Авторство '''В.П. Николаева''' указано со знаком вопроса. В семейном архиве скульптора имеется перечень работ художника, задуманных им для выпуска в '''1930'''-х годах на [[ЛФЗ|Ленинградском]] и [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровском фарфоровых заводах]]. В списке произведений числится стакан для ручек и карандашей «Моряк с “Авроры” у снаряда по Зимнему дворцу». В связи с этим можно предположить, что авторство стакана с фигурой красноармейца также принадлежит В.П. Николаеву. В творческих планах художника было изготовление на [[ЛФЗ|Ленинградском фарфоровом заводе]] им. М.В. Ломоносова в середине – второй половине '''1930'''-х годов письменных приборов. Один из них посвящался революционной тематике и назывался «'''Октябрьские дни в Ленинграде'''». Он должен был состоять из 7 предметов: чернильницы «'''Ленин на грузовике у Финляндского вокзала'''»; настольной лампы «'''Страж у Смольного у колонны'''»; подставки для ручек и карандашей «'''Моряк с “Авроры” у снаряда по Зимнему дворцу'''»; двух книгодержателей «'''Строители баррикад'''» и пепельницы «'''Танк “Врангель” и буржуи едут в свои владения'''». Источником вдохновения для другого письменного прибора стала есенинская поэзия. Предполагалось, что в него войдут чернильница с фигурой С. Есенина, настольная лампа со скульптурной композицией «'''Мне приснилась девушка в белом, для которой был пес почтальон'''», подставка для книг «'''Живых коней обогнала стальная конница'''», пресс-папье «'''Раненая лисица'''», электрический ночник, пепельница «'''Корова'''», а также стакан для ручек и карандашей. Современники и коллеги отзывались о '''В.П. Николаеве''' как о талантливом скульпторе с большим творческим потенциалом. Созданные им в конце '''1920'''-х – начале '''1930'''?х годов произведения, а также сохранившиеся проекты всецело подтверждают это.
Возврат к странице
Николаев Василий Петрович
.
Личные инструменты
216.73.216.176
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы