Просмотр исходного текста страницы Трипольская Елизавета Илларионовна
Перейти к:
навигация
,
поиск
[[Категория:Скульпторы-фарфористы]] Родилась '''19'''(31) ноября '''1881''' года в селе Опошня Полтавской губернии в семье богатых помещиков имевших владения в Опошне и Зенькове. С юности девушка начинает лепить из глины небольшие фигурки крестьян. В '''1896''' году юная керамистка с серебряной медалью оканчивает училище в Полтаве. По некоторым данным, дядей Елизаветы был известный украинский пейзажист Михаил Иванович Холодовский ('''1855''' – '''1956''' гг.). Очевидно, именно он рекомендовал свою племянницу '''Василию Алексеевичу Волкову''', который тогда преподавал в Полтавском институте благородных девиц. У Василия Алексеевича девушка получила начальное профессионально-художественное образование, а дальше, с '''1897''' года, продолжила изучать искусство пластики в мастерских скульпторов '''Л. Шервуда''', '''В. Беклемишева''', '''Р. Баха'''; в Петербургской художественной школе Общества поощрения художников; у графиков '''А. Ционглинского''', '''Д. Кардовского''' в Петербурге. А в '''1903''' году художница уже принимает участие в художественной выставке в Полтаве. В это время, как раз на рубеже '''1890'''-х – '''1900'''-х годов, в Опошне, наравне с Миргородом, экспериментальным путем налаживался выпуск фарфоровых и фаянсовых изделий. Вероятно, контакт '''Василия Григорьевича Кричевского''', который в это время работал в Полтаве над проектом здания Полтавского земства, '''Елизаветы Трипольской''' и администрации Опошнянского училища происходил постоянно. Тем более что в дальнейшем Трипольская планировала отливку своих скульптур на базе Миргородской художественно-промышленной школы, что, скорее всего, было для нее привычным делом, учитывая, что она была наследницей больших поместий, и, возможно, как тогда было принято, входила в попечительские советы. В это же время она едет в Париж, где продолжает обучение в студии '''Н. Аронсона''' и в мастерской '''Вьежаля''' ('''1906 – 1907''' гг.), где обучается искусству обработки мрамора. После возвращения, вдохновенная, она в '''1907''' году создает модель девушки-украинки и красавца-водяного для фонтана перед зданием Полтавского земства. В течение '''1904 – 1909''' годов '''Елизавета Трипольская''' работает с различными материалами. В эти годы появляются: «Портрет мальчика» '''1908''' г. (мрамор), которая экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге; терракотовые бюсты девушек, анималистическая скульптура (изображение собак, свиней, коров), бюсты сельских мужиков „'''Дядька Кривонос'''”, „Крестьяне”, молодиц – „'''Цокотуха'''” ('''1909''' г.), которая со временем получила Куинджевскую премию. Гипсовый этюд „'''Свинья'''” и бронзовая статуэтка „'''Английский хорт'''” ('''1910'''), были впервые выставлены на третьей выставке картин группы художников в Киеве в '''1910''' г. Уже в следующем году она дебютирует на весенней выставке в Петербургской академии художеств с „'''Головкой ребенка'''” ('''1910''', мрамор) и на четвертой выставке украинских художников со скульптурами из глины „'''Застыдилась'''”, „'''Паниматка'''”, "'''Дядька Кривонос'''”. Эти скульптуры стали настоящими событиями художественной жизни Украины того времени. В это время Трипольская живет в собственном имении в Зенькове. Именно здесь она создает в январе '''1912''' года свои скульптуры „'''Осетин'''” ([[История гипса|гипс]]), „'''Панна'''” ([[История гипса|гипс]]) и „'''Крестьянин'''” (глина). В '''1916 – 1917'''-м году появляются ее скульптуры в бронзе „'''Былиночка'''”, „'''Шутит'''”, „'''Катерина'''”. В '''1918'''-м была выполнена [[История майолики|майоликовая]] группа – „'''На ярмарке'''”. В этом же году произведения Трипольской экспонируются на Первой выставке Общества деятелей украинского пластического искусства в Киеве. В '''1914'''-м году она выполнила еще один почетный заказ – модель пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В '''1918'''-м художница пробует свои силы в [[История майолики|майолике]], которая в дальнейшем станет судьбой всей ее жизни. Все это время она работает в Полтаве и Киеве. В этот период гончары Опошни по ее эскизам создают фигурки „'''Украинская свадьба'''”, которые затем вошли в историю отечественной керамологии. В '''1920'''-х годах Елизавета Илларионовна была командирована ВХУТЕИНом в Баку. Возможно, стажировка совмещалась с ее обучением в Высшем художественно-техническом институте, открытом в Петербурге в '''1922''' году на базе Академии художеств. С '''1922''' года она уже постоянно проживает в столице Азербайджана, где выполняет барельефы и горельефы „'''Земледелие'''”, „'''Музыка'''”, „'''Прометей'''”, „'''Наука'''” для столичных интерьеров Академии Наук Азербайджанской ССР; фигуру рабочего к памятнику 26-ти бакинским комиссарам в Баку ('''1923''' г., не сохранился). Была автором модели памятника В.И. Ленину (бронза, керамика), установленного в '''1927''' году в Ашхабаде, столице Туркменской ССР. В '''1927''' году Трипольская, вероятно в качестве еще студентки ВХУТЕИНа, выполнила для [[ЛФЗ|Ломоносовского фарфорового завода]] несколько скульптур: [[Афганская женщина, сбрасывающая чадру (ЛФЗ)|„'''Восточная женщина'''”]] ([[Восточная женщина, закутанная в чадру (ЛФЗ)|„Восточная женщина, закутанная в чадру”]] и [[[[Афганская женщина, сбрасывающая чадру (ЛФЗ)|„'''Восточная женщина, снимающая чадру'''”]]), [[Восточный носильщик (ЛФЗ)|„'''Восточный носильщик''' (Амбал)”]]. В течение '''1928 – 1933''' годов '''Е. Трипольская''' работает на [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровском фарфоровом]] заводе в Вербилках, где, среди прочего, создала так называемые „'''Туркменские шахматы'''”, один экземпляр которых, был подарен Советским правительством президенту США '''Ф. Рузвельту'''. С ее участием здесь было создано около 30 образцов росписи чайной посуды, которые отражали революционные события и новую бытовую культуру советской эпохи (преобладали изображения работниц в платках, рабочих с молотом, тракторов, станков). Торговые организации отказывались заказывать посуду с таким оформлением. Но, тем не менее, благодаря этим скульптурам, Трипольская стала известна на весь бывший Советский Союз. Сохранились данные, что скульптор с '''1928''' года была членом Союза художников Азербайджана, творила в русле соцреализма. Выполняла бюсты официальных деятелей, произведение „'''Победа'''” ('''1949''' г.). Умерла Елизавета Трипольская в Баку в '''1958''' году. Неизвестно, где находится могила выдающейся опошнянки, и остались ли у нее наследники. В России произведения Трипольской хранятся в Государственном русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее [[Дмитровский фарфоровый завод|Дмитровского фарфорового завода]].
Возврат к странице
Трипольская Елизавета Илларионовна
.
Личные инструменты
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы