Просмотр исходного текста страницы Болзан (Голембовская) Светлана Владимировна
Перейти к:
навигация
,
поиск
Родилась С.В.Голембовска (Болзан) в 1927 году в городе Одесса. Почтительное отношение к искусству, которому отдано более пятидесяти лет, перешло к ней наследственно. Светлана Владиславовна выросла в семье художников: отец художницы был живописцем, дед работал на ковровой фабрике. Профессиональное образование получила в Одесском художественном училище им. М.Грекова, как художник-керамист. Ее учителями и наставниками были известные художники Михаил Жук и Сусанна Сарапова. Послевоенные годы- время, когда украинские художники- преподаватели Одесского училища искали новые пути совершенствования обучения. Училище уже имело высокий авторитет, подготовив целую плеяду выдающихся творцов графики, живописи. Еще в дореволюционные годы считалось, что одесская школа одна из лучших, и эта слава шла из поколения в поколение. Был в училище факультет художественной керамики. Лучшим преподавателем, как в довоенные ,так и послевоенные годы, был М. Жук. Он в совершенстве владел всеми техниками производства изделий из керамики, а фарфор – это и есть разновидность керамики. Тоже глина, только более тонкого помола и высшего качества, так называемый каолин с необходимыми добавками.М. Жук передавал студентам нежную любовь к искусству фарфора, поэтому его ученики в совершенстве овладевали мастерством, и после окончания училища их с радостью принимали на работу. Учитель постоянно организовывал выставки дипломных работ.Так, в1949 году в Киеве, в 1950 г. во Львове, на выставке к декаде украинского искусства и литературы в Москве в 1951 г. и на Республиканской выставке фарфоровой скульптуры в Киеве в 1952 г. были представлены образцы высокохудожественных изделий из фарфора студентов. Большинство экспонатов были представлено камерной скульптурой. Лучшими воспитанниками в первые послевоенные годы Жука стали В. Щербина и С. Голембовская . Светлана была одной из самых любимых учениц . Ее дипломная работа, фарфоровая статуэтка «Звездочет» ( в оригинале текста "Зиркогляд" / и декоративная ваза, была замечена специалистами, и она была приглашена на Киевский завод. Учеба в училище помогла С.Голембовской овладеть спецификой материала и секретами технологии производства. А, главное жизнь и учеба в Одессе, где искусство окружает человека повсеместно – это архитектура, поезия, музыка, изобразительное искусство; музеи Одессы с произведениями мирового уровня – полотнами В. Верещагина, В. Серова, М. Врубеля, К. Констанди, А. Мурашко, О.Шовкуненко, Т. Яблонской; платаны Одессы, будто бы рассказывающие о Пушкине, творили «художественную» душу ,и душа далее передавала художественное звучание произведений. Одесса это Одесса. Светлана впитала все в Одессе, ее характер, мягкий и лирический , уже с первых произведений определил характер ее произведений и оставался таким всю жизнь. В 1950 году С.Голембовская начинает работать на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.Продолжая одесское увлечение скульптурой, она с радостью вошла в детскую тематику. С молодецким рвением и настойчивостью художница создает фарфоровую скульптуру малых форм, такую как "Девочка с собачкой", "Снежная баба", "Девочка с мячом", "Маленькая мама", "Новое платье", "Дети с голубями", "Хозяюшка" и ряд других. Интересным является тот факт, что прообразом девушек были дочки художницы. Поэтому, ее детки такие теплые, ласковые, как сама по характеру художница. В них чувствуется легкий юмор, при этом они - мягкие, плывущие будто под лучами солнца формы. Уже тогда о ней говорят профессионалы: "Голембовская умеет в своих произведениях передать непосредственность психики детей , их неповторимые черты", а "Девочку с собачкой " отмечают в числе лучших украинских работ того времени. Первая статуэтка, которая пошла в тираж и не малым тиражом – это «Снежная баба». В этой небольшой скульптуре ощущается теплое, детское ощущение образа. Четырнадцать лет художница работала над малой скульптурной пластикой, создав много произведений, которые радовали и сейчас радуют поклонников ее таланта. Их множество и во всех этих произведениях в совершенстве решена форма, а роспись всегда обогащала произведение. Она никогда не была однообразной на протяжении всего тиражирования, обязательно находились варианты в цвете, что придавало новое звучание произведению. Светлана Владиславовна вспоминала один худсовет ( все работы украинских заводов утверждались на художественных советах Управления фарфорово-фаянсовой промышленности). На рассмотрение худсовета была представлена скульптура С.Голембовской «Всадник », произведение лиричное, легкое, ласковое. Кому-то из членов худсовета не понравилось, что мальчик босой:- «Что, нет обуви? Почему босой?». Так заставили автора «обуть» мальчика, не понимая, что именно босой мальчик лучше чувствует теплую землю, прогретую ласковым солнцем. С главным художником завода О. Сорокиным и Лидией Мефодиевной Митяевой Светлана Владиславовна начинает работать над созданием новых форм ваз, чашек и посуды ( до этого времени на заводе почти не производились новые вещи, больше занимались деколью). Появились экспериментальные образцы ваз, чашек, которые передавались для тиражирования на другие заводы Украины, в том числе неоднократно для Коротенького фарфорового завода. Голембовская, работая на заводе создала и чудесные подарочные вазы, которых было много, вазы для цветов, небольшие сувениры, разные по размеру и форме,. Наиболее выдающиеся вазы, посвящены юбилею И. Франко и дружбе народов. В первой вазе «Франко» мастерски выполнен портрет писателя, найдено решение кобальтовой росписи по мотивам народной росписи, все объединенно с изысканной формой вазы. Безусловно это произведение высокого мастерства. Ваза «Дружба народов» тоже заслуживает высокой оценки. Сама тема была очень сложной для воспроизведения. Роспись цветная, разные по насыщенности костюмы народов СССР усложняют решение композиции, но талант художницы проявился именно в композиции и цветовом оптимизме. В 1964 г. С. Голембовская перешла работать на Киевский завод художественного стекла. « Мое творческое и жизненное кредо – быть нужной людям. Поэтому на протяжении десятилетий работала «на два фронта», то есть создавала образцы для серийного производства как художник завода и одновременно – многочисленные выставочные и подарочные произведения как индивидуальный мастер. Отдаю предпочтение рукотворности, поэтому моя любимая техника – гутная, которая дает большое пространство для фантазии, эксперимента. Одновременно много души отдала драгоценному и прекрасному, но хрупкому материалу – хрусталю. Овладела и с наслаждением работала с сульфидно-цинковым стеклом, которое способно на чудесные метаморфозы. Счастлива, что связала свою судьбу с капризным, но таким волшебным материалом, как стекло». С. Голембовская [[Категория: Скульпторы-фарфористы]]
Возврат к странице
Болзан (Голембовская) Светлана Владимировна
.
Личные инструменты
216.73.216.76
Обсуждение для этого IP-адреса
Зарегистрировать нового участника
Представиться системе
Пространства имён
Статья
Обсуждение
Варианты
Просмотры
Чтение
Просмотр
История
Действия
Поиск
Навигация
Главная
Случайная статья
О проекте
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы